Понедельник, 18.02.2019
канал "Пообщаемся"
Меню сайта
Категории каталога
Детская страничка [4]
Наш город [5]
Спорт [9]
Рыбалка [7]
Компьютер [15]
Юмор [10]
Календарь [17]
Фотография [11]
Экскурсия по сайту [2]
Поздравления [4]
За гранью [7]
Музыка [4]
Это интересно... [10]
Праздники России
Главная » Статьи » Это интересно...

Пасхальные обычаи

                                                               Чистый четверг (Великий четверг)


Чистый четверг (великий, страстной, страстеной, страшной) - четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого Поста. В этот день церковь вспоминает Тайную Вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. Во время последней трапезы Спаситель сделал символическое жертвоприношение, преломив хлеб, он сказал: "Приимите ядите: сие есть Тело мое", а затем, подав ученикам чашу с вином, произнес: "Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во спасение грехов".  Так Иисус установил таинство Евхаристии или Причащения, и благодаря этому, указал путь к спасению. Великий четверг - день, в который перед Пасхой в церкви принимает причастие, очищение от грехов, наибольшее количество верующих.

Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Сына Божьего Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскрешении. Значение праздника в спасении всех верующих людей от духовной смерти, даровании им жизни вечной, благодаря искуплению Христом первородного греха Адама и его победе над силами зла, дьяволом, разрушению ада. Спасение, принесенное в мир Христом, как освобождение от греха, коснувшееся как уже умерших праведников, так и еще не родившихся, символизировало свободу выбора, а подвижничество и жизнь Христа указывали путь к Богу. Христианская Пасха отмечается после иудейской, так как по церковной истории накануне иудейской Пасхи после праздничной вечери Христос был предан апостолом Иудой Искариотом в Гефсиманском саду, обречен на муки и распят в первый день праздника (15 день месяца нисан по лунному иудейскому календарю), а воскрес в ночь с субботы на воскресенье.

                                                        Почему Пасха непостоянный праздник?

Праздник христианской Пасхи (также как пасха иудейская) отмечается по лунному календарю, поэтому он не имеет постоянной даты (в лунном месяце 28 дней, которые накладываются на солнечный год из 354 суток). Согласно постановлению I Вселенского собора в Никее (325 г.), христиане празднуют Пасху после иудейской (совпадающую с первым полнолунием после весеннего равноденствия) в первое воскресенье после этого полнолуния. Время празднования Пасхи рассчитано на много лет вперед и записано в таблицах - пасхалиях, через каждые 532 года числа, дни недели и фазы луны повторяются, следуя в том же порядке, они составляют великий пасхальный круг. По календарю празднование всегда приходится на промежуток между 4 апрелем и 7 маем по новому стилю.

О дате праздника русские крестьяне узнавали в церкви у священника или от церковного старосты. На западе России были известны и народные способы исчисления Пасхи. Так, зная, что Пасха всегда празднуется после полнолуния в последнюю четверть, а на "заговины" (Прощеное воскресенье перед Великим постом) всегда приходится новолуние, наблюдали луну в Рождественские праздники и по количеству недель высчитывали длину мясоеда, а, следовательно, начало поста и Пасху. Если на Рождество был молодой месяц, то мясоед должен был продлиться 8 недель (считая масленую), а если на Новый год, то 9. О времени Пасхи судили также по продолжительности мясоеда в прошлом году: если он (вместе с Масленицей) составлял 5 или 6 недель, то в настоящем должен быть 8 или 9, а в следующем - 6 или 7. Этот способ был во многом не точен, но в его основе лежит наблюдение за реальной закономерностью пасхалии.

                                                   Церковь в ночь на воскресенье...

Полунощницей называется богослужение, совершаемое в полночь в память о ночной молитве Иисуса Христа в Гефсиманском саду, предшествовавшей преданию его в руки фарисеев. После чтения положенных по случаю молитв и пения песнопений священник в сопровождении причта в полном светлом праздничном облачении торжественно выходят из алтаря и направляется к лежащей посреди храма плащанице. Ее трижды обходят с каждением, затем поднимают "на головы" и в полном молчании вносят в алтарь и кладут на престол.

Ровно в 12 часов начинается пасхальная заутреня. О Христовом воскресении возвещает торжественный колокольный звон (благовест), в храме зажигают все свечи и паникадила. Церковный хор начинает тихо петь стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити", священник с трехсвечником и крестом в левой руке, с кадилом - в правой, совершает каждение вокруг престола в алтаре. На царских вратах отодвигается занавеска, пение становится громче, священник вновь кадит престол, после чего под полногласное пение открываются царские врата, начинается радостный колокольный трезвон.

Начинается пасхальный крестный ход вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа. Прихожане и церковный причт с запрестольным крестом, иконами, хоругвями и горящими свечами выходят из храма, ворота которого закрываются. Во главе шествия несут фонарь (по преданию, жены мироносицы, направляясь ночью ко гробу Господню, освящали себе путь фонарем), затем - запрестольный крест, хоругви и иконы; потом идут певчие, священнослужители и дьяконы с евангелием и иконой "Воскресение Христово", завершают процессию прихожане. Во время крестного хода верующие вслед за церковным причтом поют пасхальную стихиру: "Воскресение Твое, Христе Спасе...".

Церковь сравнивает участников крестного хода с женами мироносицами , которые отправились из Иерусалима ко гробу Христа, чтобы омыть Его благовониями и первыми встретили Его воскресшим. Поэтому верующие, выходя из церкви с крестным ходом, выходят встречать Христа. В этой связи христианская догматика видит также в участниках крестного хода потомков праотца Адама, обрекшего нарушением запрета человечество на смерть, которые устремляются к новой жизни, к бессмертию, воплощенным в Христе.

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми западными дверьми, символизирующими опечатанный камень, закрывавший вход в пещеру, где был захоронен Христос. Здесь священник кадит иконы, хоругви и верующих и крестит ворота храма, возглашая: "Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице", вслед за этим начинают в первый раз петь тропарь "Христос воскресе из метрвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробе живот даровав". Песнь повторяется несколько раз, прежде чем двери раскроются, и верующие войдут в храм с пением "Христос воскресе", подобно женам мироносицам принесшим благую весть апостолам. С точки зрения церкви, это также символизирует вступление Спасителя с душами ветхозаветных праведников в рай.

По возвращению в храм священник трижды поет тропарь: "Христос воскресе из мертвых...". Вновь открываются царские врата, что символизирует открытие райских врат Христом, когда-то закрытые для потомков преступивших божественные запрет Адама и Евы. Наступает кульминационный момент богослужения, когда поется пасхальный канон "Воскресения день, просветимся людие...". Каждая песнь канона сопровождается повторением тропаря "Христос воскресе из мертвых", а между песнями священник, держащий в одной руке крест и горящую свечу, а в другой - кадило, которым кадит церковь, приветствует находящихся в храме людей возгласом: "Христос Воскресе!", на что верующие отвечают: "Воистину воскресе!". После песни "Друг друга обымем, рцем, братие!" верующие в храме христосуются (См. Христосование). После христосования в конце утрени читается слово Иоанна Златоуста и совершается литургия, а после нее выносят из алтаря Святые дары, и начинается причастие.

В деревнях в пасхальную ночь, как только зазвонят колокола, возвещающие о воскресении, тут же все освещалось огнями. Здание церкви и колокольня покрывались огоньками фонариков, развешенных накануне, около церкви вспыхивали костры; за околицей деревни, на перекрестках дорог, на холмах и высоких берегах рек поджигали смоляные бочки, которые иногда поднимали на шестах. Угли, оставшиеся от костров, наутро собирали и закладывали под застрехи крыши, чтобы оградить дом от молнии и пожара. Свечу, с которой обходили крестным ходом вокруг церкви, также сохраняли, приписывая ей магические свойства. Во многих местах перед началом и по окончанию праздничной литургии было принято стрелять из ружей. Кое-где стреляли преимущественно охотники, в уверенности, что непременно убьют выстрелом черта, и в то же время, желая обеспечить себе удачную охоту в течение года.

После службы крестьяне, не успевшие освятить в Великую субботу разнообразную снедь для пасхальной домашней трапезы, выстраивались в церковной ограде в ожидании священника. Они стояли в два ряда, мужчины с непокрытыми головами, женщины в праздничной одежде, каждый держал в руках скатерть с куличом, на котором горела свеча. За освящение "паски" крестьяне бросали в чашу со святой водой, из которой кропил священник, мелкую медную монету - гривенники и пятаки.

 

                                                        "Христос Воскресе!"

С Пасхи начинался особый сорокадневный период, во время которого считалось, что ворота в раю не закрываются, так же как царские врата в церкви. В старину в народе рассказывали, что было время, когда солнце не заходило всю пасхальную неделю, и была она, как один день. В течение 40 дней  по земле ходят апостолы во главе с Христом, переодетые нищими, и смотрят, как люди Бога помнят, закон Божий исполняют, ближнему помогают, поэтому на протяжении всего этого времени крестьяне привечали и потчевали нищих. По этой же причине в некоторых местах существовал запрет что-либо выбрасывать или выливать из окон, так как "Христос под окнами ходит".

                                                                               Почему на Пасху красят яйца?

Окрашивать яйца начинали на Страстной неделе в Чистый Четверг или в Страстную субботу, которую из-за этого кое-где называли "Красильной" или "Красной". Наиболее часто их красили естественными красителями: луковой шелухой ("луковыми перьями"), березовыми листьями, чебрецом, отваром "марены" и "зеленицы". С конца 19 в. в широкий обиход начали входить покупные краски, а также кусочки красящей материи, которые использовали для этой цели, при этом яйца становились пестрыми, "мраморными". В некоторых местах яйца на Пасху красили не только в красный цвет. Использование с этой целью березовых листьев делало их зелеными или желтыми (в эти цвета их чаще окрашивали на Троицу). Освящали их в церкви вместе с куличом и творожной пасхой или в Страстную субботу, или по окончанию пасхальной литургии в воскресенье (см. Пасха). В Сибири, как и во многих других местах, в каждой семье вечером Страстной субботы все сваренные и окрашенные яйца делились между старыми и малыми поровну. Каждый уносил свой пай и хранил его в неприкосновенности до следующего дня, когда мог распоряжаться им на свое усмотрение.

Освященному яйцу приписывались магические свойства. С его помощью можно было приоткрыть завесу в потусторонний мир и увидеть то, что обычно не доступно человеческому глазу. Рассказывали, что, если выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить его вдоль одной из дорог, выскочат черти и пропляшут трепака. Незаменимым считалось пасхальное яйцо и при поиске кладов. Нечистая сила, охраняя клад, не дает его в руки, обманывает человека, пугает, застилает ему глаза, но если подойти к месту, где зарыт клад, с освященным яйцом, черти сами испугаются, разбегутся, и клад сделается доступным. Если в первый день Пасхи вскоре после службы прокатить яйцо в каждом углу двора, можно найти черта в шапке невидимке. Как только это случится надо схватить шапку невидимку и одеть ее на себя, но при этом надо быть очень осторожным, чтобы черт не схватил охотника первым, иначе, как говорили в народе: "Лишишься яйца и продашь Христа". Если не могли долгое время найти утопленника, также прибегали к помощи пасхального яйца, его бросали в реку, над тем местом, где находился утопленник, вода начинала крутиться.

Так почему же мы окрашиваем яйца? Версий много...начнем с далеких времен:

Древние египтяне и персы во время своих весенних фестивалей раскрашивали и ели куриные яйца. Они считали яйцо символом плодородия и новой жизни. Христиане приняли яйцо как символ новой жизни, символ воскрешения.

Одна из версий,

Мария Магдалина пришла к императору Тиберию с вестью, что Иисус воскрес, как восстает к жизни из яичной скорлупы (из гроба) птенец. В руках у Магдалины было обыкновенное яйцо. Тиберий усмехнулся и заявил, что это так же невозможно, как если бы яйцо стало красным. В тот же миг оно заалело... С тех пор и возник обычай красить яйца на Пасху во славу Воскрешения Иисуса и начала новой жизни. Красный цвет символизирует цвет крови, пролитой Христом на кресте. На яйцах принято писать “Х.В.”, то есть “Христос Воскрес!”

 

Рациональное объяснение,

Раньше во время 40-дневного поста, начиная со среды первой недели, было запрещено есть яйца. Но поскольку несушки никак не хотели приспосабливаться к церковному календарю, то яйца, снесенные во время поста, надо было каким-то образом сохранить, чтобы они не испортились. Для этого их варили. А чтобы в дальнейшем не перепутать вареные и сырые яйца, в воду для варки добавляли растения, содержавшие натуральные красители.

Языческие корни,

- прославление Солнца как источника жизни, пробуждения природы. Поэтому в орнаменте часто используются солнечные знаки, растительные мотивы, фигуры-бесконечники. Считается, что пасхальные яйца берегут дом от пожаров и других бед. В древности девушки даже клали крашеные яйца в воду и утром умывались ею, чтобы стать красивее! Обычай дарить друг другу крашеные яйца придуман не христианами. Так поступали еще древние египтяне и персы, которые обменивались ими в рамках празднования начала весны. Яйца означали тогда пожелание плодородия. В средневековой Европе существовала традиция в Пасху одаривать яйцами слуг. Кроме того, их презентовали друг другу влюбленные, в знак романтической симпатии.

Другая легенда крашения яиц гласит:
после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.



                                                                Кулич и Пасха.

На Пасху освящается Артос - квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. греч."вместопричастие"), его принято вкушать натощак. Символ единства перешёл к куличам и пасхам.

                                                           


SAPFIR.

 

Категория: Это интересно... | Добавил: SAPFIR (26.04.2009)
Просмотров: 1131
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Привет: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта

Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Посетители сайта за сегодня:

Пообщаемся© 2019